История
Академия художеств была учреждена решением Сената 6 ноября 1757 года в царствование императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге по инициативе великого русского ученого М.В. Ломоносова и известного просветителя того времени И.И. Шувалова.
Именно Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников и в 1758 году подарил Академии свою прекрасную художественную коллекцию, положив этим начало библиотеке и будущему музею. В 1764 году Екатерина II, утвердив Устав и штаты, даровала Императорской Академии художеств Привилегию. В том же году по проекту архитектора Ж.Б.Валлен-Деламота и А.Ф.Кокоринова началось строительство каменного здания Академии на берегу Невы, которое закончилось в 1788 году.
Академия художеств была одним из самых прогрессивных учреждений того времени. Художники и архитекторы первого шуваловского выпуска Академии А.П.Лосенко, Ф.И.Шубин, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, И.Е.Старов задали тот высочайший уровень художественной практики и педагогики, которые составили славу отечественного искусства.
В разные годы Академию закончили такие выдающиеся живописцы как А.А.Иванов, К.П.Брюллов, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.И.Суриков, скульпторы И.П.Мартос, В.И.Демут-Малиновский, С.С.Пименов, И.П.Прокофьев, М.М.Антокольский, архитекторы А.Н.Воронихин, Н.Л.Бенуа, К.А.Тон, И.А.Фомин, В.А.Щуко и многие другие.
Вплоть до начала XX века Академия была единственным в России высшим художественным учебным заведением. Ее деятельность не ограничивалась лишь художественным образованием. Она была центром художественного просвещения, активно влияла на развитие всех видов искусства, содействовала формированию музейных коллекций, вела большую научно-исследовательскую работу, проводила выставки и конкурсы.
Императорская Академия художеств выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали выпускники Академии, а позднее – и музеев при них.
Академия сегодня
Сегодня в здании Академии художеств на Университетской набережной находятся Санкт-Петербургская академия художеств, Научно-исследовательский музей РАХ и научно-методическая библиотека РАХ. В настоящее время в Академии обучаются более 700 студентов дневной формы обучения и порядка 700 студентов заочной и вечерней форм обучения. Штат Академии насчитывает около 100 профессоров и доцентов и более 60 преподавателей различных дисциплин. В составе Санкт-Петербургской академии художеств находятся 5 факультетов:
- Живопись
- Графика
- Скульптура
- Архитектура
- Теория и история искусств
Музей
Музей Российской Академии художеств – одно из старейших художественных собраний Санкт-Петербурга и России. Возникший почти одновременно с самой Академией, основанной И. И. Шуваловым в 1757 году в царствование императрицы Елизаветы Петровны, он с самого начала имел целью воспитание будущих художников на совершенных образцах искусства. Годом основания музея считается 1758 год.
Множество замечательных людей приняло участие в судьбе музея. Основу собрания музея первоначально составили ценнейшие экспонаты, переданные первым куратором Академии – графом И.И. Шуваловым. Подарок его был поистине "царским". В перечне авторов картин указывались имена Рафаэля, Веронезе, Рубенса и многих других великих мастеров.
Блеску и богатству коллекции во многом способствовала и Императорская фамилия, члены которой постоянно и систематически пополняли собрание музея. Список этих великолепных экспонатов достаточно велик. Значение, которое придавалось развитию Императорской Академии художеств монархами, побуждало богатых вельмож и иностранных художников стремиться быть избранными в число ее почетных членов. После избрания требовалось прислать свой портрет. Таким образом сложилась очень интересная галерея президентов, профессоров и почетных членов, переданная в Музей.
Серьезно подходил к комплектованию и деятельности академического музея президент Академии А.С. Строганов, сам обладавший превосходной коллекцией. Крупный ученый своего времени – историк, нумизмат, библиограф и публицист, президент А.Н. Оленин относил к числу неотложных задач Академии улучшение работы и обогащение ее "Музеума".
Постоянные экспозиции Научно-исследовательского музея развернуты в трех этажах «циркуля» – внутреннего концентрического корпуса здания Академии. Галереи, «обегающие» внутренний круглый двор здания (диаметр – 55 метров) представляют собою уникальное экспозиционное пространство.
Первый этаж занят отделом слепков, представляющим шедевры античной скульптуры, а также модели архитектурных памятников античности, выполненные в XVIII веке из пробки в мастерской римского модельщика и скульптора Кики. Коллекция не имеет себе равных по полноте и художественной ценности: многие из собранных здесь слепков отформованы непосредственно с оригиналов еще в XVIII-XIX вв.
Во втором этаже расположена экспозиция, посвященная истории русской художественной школы. Экспонатами отдела являются, в основном, работы, которые выполнялись в процессе обучения и программы (дипломы), создававшиеся учениками Академии при окончании курса по живописи, скульптуре, архитектуре или графике. Кроме того, здесь представлены произведения, за которые художники были удостоены академических званий, а также портреты исторических лиц, связанных своей деятельностью с Академией художеств. В экспозиции представлены работы живописцев: Лосенко, Боровиковского, Брюллова, Чистякова, Кустодиева, Бродского; граверов: Остроумовой-Лебедевой, скульпторов: Шубина, Козловского, Щедрина, Прокофьева, Антокольского и многих других мастеров.
Размещенная в третьем этаже экспозиция «Архитектура Петербурга XVIII-XIX вв. в моделях, рисунках и чертежах», знакомит с работами выдающихся зодчих прошлого. Исключительный интерес представляют уникальные проектные модели известных архитектурных памятников Петербурга – Смольного монастыря, Исаакиевского собора, Михайловского замка, Биржи и др.
Библиотека
В первом Уставе Академии 1764 года записано: "Академии иметь публичную библиотеку, при которой содержать из числа академиков искусного библиотекаря, дозволяя и посторонним в означенные часы входить в оную и пользоваться как чтением книг, так и выписыванием всего, что каждый найдет для себя нужного или по любопытству своему примечания достойного".
Научная библиотека Российской Академии художеств создавалась сразу как специальная библиотека по искусству. Ее фонды комплектовались необходимыми для образования и воспитания будущих художников и архитекторов изданиями по теории и истории искусства, рисунку, живописи, гравированию, архитектуре, анатомии, перспективе, истории, мифологии и прочим дисциплинам. Заметное место в коллекции занимают книги, изданные в Италии, Англии, Голландии, Германии, Франции. В более чем полумиллионном фонде библиотеки хранятся редкие издания XV-XVIII веков, являющиеся прекрасными образцами полиграфического искусства, как западноевропейского, так и русского. Одной из первых купленных в 1758 году книг на французском языке было "Описание путешествия через Москву в Персию и Восточную Индию голландского ученого и художника Корнелия де Брюйона", изданное в 1718 году в Амстердаме. Она иллюстрирована многочисленными гравюрами, дающими представление о быте и нравах жителей этих стран.
Пользоваться изданиями на иностранных языках было сложно, потому в Академии создавались русские пособия. Доказательством этого является хранящаяся в библиотеке рукописная книга под условным названием "Рисованное искусство или способ самому научиться рисовать, состоящий в разных таблицах из примеров славных художников. Рисовал ученик Борис Альбинский 1788-1792 с других рисунков".
Отечественные книги XVII-XIX веков в фондах библиотеки представляют интерес как памятники русской культуры. Среди них – "Лицевой сборник XVII века", "Азбуковник" XVII-XVIII вв., "Лицевой Апокалипсис с толкованием Андрея Критского" конца XVII в. и т.д. Одна из книг условно названа "Книга Бытия", титульный лист у нее отсутствует. Это рукописная книга начала XVIII века. Она украшена заставками и концовками, текст написан несколькими почерками. Книга плохо сохранилась и несет на себе следы реставрации еще XVIII века, а в наше время были полностью отреставрированы все листы книги и ее переплет черной кожи с тиснением.
Основой коллекции библиотеки явились 94 тома и гравюры, столь необходимые ученикам Академии как учебные пособия, пожертвованные И.И. Шуваловым – основателем Академии художеств. Вслед за И.И. Шуваловым фонд библиотеки пополняют Н.Ф. Жилле, преподававший в Академии скульптуру, И.И. Бецкой – президент Академии художеств. В 1807 и 1809 годах свои сочинения и часть своих коллекций дарят библиотеке Тома де Томон и Пьетро Гонзаго. На книгах Томона сохранился изящный экслибрис классического стиля, исполненный по рисунку самого архитектора.
Многие люди, служившие в Академии, пеклись о пополнении ее фондов, среди них: Иван Иванович Толстой – вице президент Академии художеств, Валериан Порфирьевич Лобойков – конференц-секретарь Академии, Николай Иванович Уткин в 1843-1854 гг. был хранителем гравюр в Академии, он пожертвовал Академии великолепные альбомы гравюр, в том числе Дж. Пиранези. Федор Густавович Беренштам в 1894-1912 гг. заведовал библиотекой, в tt фондах можно найти много каталогов выставок и каталогов музеев с его дарственными надписями. Фонд библиотеки располагает огромным количеством изданий с дарственными надписями и автографами. Например, на книге "Письма Петра Великого к графу Б.И. Шереметеву" надпись: "От графа Петра Шереметева, почетного любителя Академии художеств в библиотеку приобщается".
Научная библиотека Российской Академии художеств создавалась сразу как специальная библиотека по искусству. Ее фонды комплектовались необходимыми для образования и воспитания будущих художников и архитекторов изданиями по теории и истории искусства, рисунку, живописи, гравированию, архитектуре, анатомии, перспективе, истории, мифологии и прочим дисциплинам. Заметное место в коллекции занимают книги, изданные в Италии, Англии, Голландии, Германии, Франции. В более чем полумиллионном фонде библиотеки хранятся редкие издания XV-XVIII веков, являющиеся прекрасными образцами полиграфического искусства, как западноевропейского, так и русского. Одной из первых купленных в 1758 году книг на французском языке было "Описание путешествия через Москву в Персию и Восточную Индию голландского ученого и художника Корнелия де Брюйона", изданное в 1718 году в Амстердаме. Она иллюстрирована многочисленными гравюрами, дающими представление о быте и нравах жителей этих стран.
Пользоваться изданиями на иностранных языках было сложно, потому в Академии создавались русские пособия. Доказательством этого является хранящаяся в библиотеке рукописная книга под условным названием "Рисованное искусство или способ самому научиться рисовать, состоящий в разных таблицах из примеров славных художников. Рисовал ученик Борис Альбинский 1788-1792 с других рисунков".
Отечественные книги XVII-XIX веков в фондах библиотеки представляют интерес как памятники русской культуры. Среди них – "Лицевой сборник XVII века", "Азбуковник" XVII-XVIII вв., "Лицевой Апокалипсис с толкованием Андрея Критского" конца XVII в. и т.д. Одна из книг условно названа "Книга Бытия", титульный лист у нее отсутствует. Это рукописная книга начала XVIII века. Она украшена заставками и концовками, текст написан несколькими почерками. Книга плохо сохранилась и несет на себе следы реставрации еще XVIII века, а в наше время были полностью отреставрированы все листы книги и ее переплет черной кожи с тиснением.
Основой коллекции библиотеки явились 94 тома и гравюры, столь необходимые ученикам Академии как учебные пособия, пожертвованные И.И. Шуваловым – основателем Академии художеств. Вслед за И.И. Шуваловым фонд библиотеки пополняют Н.Ф. Жилле, преподававший в Академии скульптуру, И.И. Бецкой – президент Академии художеств. В 1807 и 1809 годах свои сочинения и часть своих коллекций дарят библиотеке Тома де Томон и Пьетро Гонзаго. На книгах Томона сохранился изящный экслибрис классического стиля, исполненный по рисунку самого архитектора.
Многие люди, служившие в Академии, пеклись о пополнении ее фондов, среди них: Иван Иванович Толстой – вице президент Академии художеств, Валериан Порфирьевич Лобойков – конференц-секретарь Академии, Николай Иванович Уткин в 1843-1854 гг. был хранителем гравюр в Академии, он пожертвовал Академии великолепные альбомы гравюр, в том числе Дж. Пиранези. Федор Густавович Беренштам в 1894-1912 гг. заведовал библиотекой, в tt фондах можно найти много каталогов выставок и каталогов музеев с его дарственными надписями. Фонд библиотеки располагает огромным количеством изданий с дарственными надписями и автографами. Например, на книге "Письма Петра Великого к графу Б.И. Шереметеву" надпись: "От графа Петра Шереметева, почетного любителя Академии художеств в библиотеку приобщается".
Выставки
В Парадных залах, расположенных вдоль Невского фасада здания Академии художеств экспонируются исполненные в XIX веке копии произведений итальянских мастеров XVI-XVIII вв., среди которых интересны копии картин Тициана ( особенно копия утраченной в XIX веке композиции «Убиение Св. Петра Доминиканца» – шедевра позднего творчества Тициана) и почти полностью воспроизведенный цикл росписей Рафаэля в станцах Ватиканского дворца. Эти произведения выполнены в середине XIX века пенсионерами Академии художеств и напоминают о традиции совершенствования молодых художников за границей, существовавшей в Императорской Академии художеств более 150 лет.
В Парадных залах регулярно проводятся выставки произведений отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства. Традиционными для музея Академии стали выставки летней практики и дипломных работ студентов Санкт-Петербургской академии художеств, а также Весенняя выставка, представляющая творчество его педагогов.
По всем вопросам обращайтесь к artacademy1757@gmail.com